«Газпром» желает монополизировать транзит голубого топлива

Как утверждают эксперты, после окончания работ над «Турецким потоком», «Газпром» не имеет шансов получить полную монополию, поскольку нет возможности обойти Украину и обеспечить поставку голубого топлива в страны Европы.

Как утверждают эксперты, после окончания работ над «Турецким потоком», «Газпром» не имеет шансов получить полную монополию, поскольку нет возможности обойти Украину и обеспечить поставку голубого топлива в страны Европы.

Еще весной Алексей Миллер, занимающий пост руководителя концерна «Газпром», анонсировал завершение в 2019 году возведения этого трубопровода. Для России этот проект является шансом – появилась реальная возможность отказаться от транспортных услуг Украины. Более того, в 2019 году также заканчивается контракт с украинским государством. Серьезность намерений подтвердил Александр Новак (министр энергетической отрасли), заявивший об отсутствии намерений с российской стороны продлевать украинское сотрудничество. Таким образом, в запасе у «Газпрома» есть четыре года – на заключение новых контрактов с государствами-потребителями и организацию альтернативных маршрутов транспортировки голубого топлива в страны Еврозоны.

>По мнению специалистов экспертного агентства VYGON Consulting, «Газпром» не сможет решить все проблемы к заявленной дате. Максимум, на что может рассчитывать российская компания – сокращение транзита до 10 миллиардов кубометров (с нынешних шестидесяти). В проведенном исследовании специалисты отобразили текущее положение дел, а также выделили три наиболее вероятных сценария.

Версия пессимистичная

При негативных прогнозах специалисты уверены, что в течение пяти лет «Газпром» сможет из запланированных четырех построить лишь одну нить «Турецкого потока» (мощностью 15,7 миллиарда м3). Она позволит разгрузить Трансбалканский газопровод, обеспечить Турцию необходимым количеством топлива. Если хорошо постараться, можно наладить ее запуск в обратном направлении, тем самым обеспечив доставку топлива в иные государства (всего порядка 13 миллиардов м3 газа). Согласно самым робким предположениям, определенный объем следует пустить через «Северный поток» (наземную часть магистрали), что позволит обойти Украину. Однако в настоящий момент руководство Евросоюза не дает «Газпрому» «добро» на полноценное использование этого маршрута.

Существует важная деталь – возможное изменение поставочных маршрутов существующим потребителям будет означать необходимость пересмотра и «подгонку» под действующее соглашение, оговоренное в Третьем энергопакете. Напомним, что оно предусматривает транзит топлива не конечному потребителю, а в специальные точки распределения и хранения – хабы.

Эксперты в своем пессимистичном прогнозе утверждают, что даже если «Газпром» сумеет перезаключить все действующие договоры и все-таки воплотит в жизнь эту идею, то избавиться от украинской зависимости он сможет лишь на половину. Иными словами, российской стороне все-таки придется в 2019 году заключать новый договор с «Нафтогазом», предусматривающий транзит порядка 35 миллиардов кубометров.

Версия оптимистичная

Конечно, более радужно для «Газпрома» выглядит оптимистичный прогноз экспертов. Они предполагают, что российской компании к 2020 году удастся одержать ряд существенных побед, среди которых: завершение работ над тремя направлениями «Турецкого потока», заключение контрактов с партнерами из Европы (предусматривающих обратные поставки через Трансбалканскую магистраль), полноценная эксплуатация «Северного потока», заключение контрактов с прочими европейскими потребителями, позволяющих изменить маршрут поставок.

  • Интересная ситуация заключается в отсутствии четкого представления о конкретных результатах подобных действий, - рассказывает Мария Белова. Как вариант, российская компания могла бы заключить договор о возрождении Южного коридора, вполне пригодного для транзита голубого топлива в направлении ЕС.

Nabucco-West – это проект газопровода с направлением в Австрию через Болгарию. Напомним, что он получил в 2013 году поправку в отношении доступа третьих лиц, оговоренных в Третьем энергопакете. Как считают эксперты, Россия вполне может воспользоваться этим маршрутом.

ITGI – очередной проект, приостановленный на неопределенный срок. Это магистраль между Италией и Грецией, акционеры которой давно проявляли интерес к прокачке топлива из России. Труба способна доставить более восьми миллиардов кубометров российского голубого топлива в южную часть Италии. Однако, прибегая к этому варианту, «Газпрому» опять придется вносить коррективы в детали контракта.

Стоит понимать, что даже в таком оптимистичном варианте, позволяющем российскому концерну решить все проблемы и заключить контракты с партнерами из Европы, полностью убрать Украину из транзитных маршрутов к оговоренному сроку не получится. Согласно предварительным расчётам экспертов, в 2020 через украинскую территорию будет прокачано около десяти миллиардов кубометров для обеспечения нужд некоторых европейских государств.

По мнению экспертов, не улучшит ситуацию и запуск четвертой нити «Турецкого потока», поскольку эффективного использования добиться не получится, по причине неспособности Грецией физически обработать такие объемы. На данном участке отсутствуют большие мощности и вряд ли они появятся к объявленной дате. Чтобы этого достичь, необходим газопровод Греция-Австрия мощностью 47 миллиардов кубометров, способный принимать дополнительные объемы.

Версия оптимальная

Наиболее приемлемый вариант развития событий, по мнению экспертов, предусматривает поставку топлива без участия Украины с соблюдением всех условий сценария оптимистичного, а также с привлечением ряда других договоренностей, к сожалению, пока не достигнутых «Газпромом». В данном случае должны функционировать все четыре трубопровода «Турецкого потока». Кроме того, партнеры из Европы должны суметь выбрать необходимый объем из газопровода Греция-Австрия. Предполагается, что часть поставок будет осуществляться по газопроводу ТАР (Греция — Албания — Италия). Российский концерн вполне может воспользоваться его услугами.

Конечно же, здесь нет ничего не реального, но осуществить все запланированное удастся немного позже. Как утверждают аналитики, помимо озвученных сроков, на это потребуется еще четыре года. Безусловно, при всех вариантах России не избежать переговоров в 2019 году с Украиной.

  • В 2019 году российский концерн будет иметь конкретное представление о всех аспектах подписания контракта на транзит с представителями украинского правительства, - отмечают специалисты. – Мы рассчитываем, что срок следующего договора охватит 4 года, естественно, с серьезным сокращением транзитных поставок.

Некоторые эксперты не спешат так далеко заходить в своих прогнозах. Валерий Нестеров уверен, что «Турецкий поток», скорее всего, будет иметь статус магистрали, позволяющей удовлетворить запросы Турции. «Уверен, что первая нить потока все-таки будет построена, однако, пока нет ясной картины о перспективах выхода за пределы Турции», - соглашается с мнением аналитика Волкан Оздемир (директор Института политики EPPEN и энергетических рынков).

Кроме того, многие аналитики выражают обеспокоенность из-за подключения «Турецкого потока» к газотранспортной системе Европы – делать это необходимо, согласовав с Еврокомиссией, что весьма проблематично для российской стороны.

Представители Мин­энерго и «Газпрома» отказались комментировать мнения экспертов.